Александр Шпренгер (Караганда)

Прямой шаг к цели...

На какую трудность наткнется наша попытка сделать прямой шаг к духовному единению? Много духовных проповедников, но почему так мало духовного единения? Может быть, именно в качестве состояния проповедников заключается причина? Попробуем сделать анализ этого состояния, тем более, что есть и собственный отрицательный опыт на эту тему.

Человек становится проповедником, попадает в состояние проповедника именно в силу своего невежества, из-за низкой культуры мышления и из-за отсутствия истинной духовной культуры, ибо между утверждением Истины и проповедью существует громадная разница. Истина беспредельна, и учителем для других может быть лишь тот, кто сам находится в поиске, т.е. тот, кто является лучшим учеником перед Вечностью и стремится поделиться с другими именно своим поиском, а не затверженными истинами, вырванными из контекста каких-либо учений.

Однако формирование проповедника происходит незаметно для него самого. Спрос порождает предложение, и толпа формирует своего пастора. Потребность проповедника - обусловить других своей логической системой для того, чтобы чувствовать свою значимость. Потребность "прихожан" - быть обусловленными какой-либо значительной системой, чувствовать свою сопричастность к чему-то значительному, отождествить себя с этим, чтобы самоутвердиться на этом. Подоплека этих полюсов одна и та же по своему качеству.

При таких ведущих мотивах получается, что и те, и другие стремятся стать незаконными посредниками между Богом и людьми. Это возможно только при условии соблюдения безопасной дистанции, т.е. некоторой официальности и отдаленности в общении. Получается, что человек, находящийся в состоянии проповедника вынужден решать удивительную по своей нелепости задачу - организовать максимально тесное взаимодействие-связку при отсутствии реального психологического контакта, т.е. проявляется желание "прокатиться" на эмоциях собеседника, на его радости или несчастье. Конечно, при этом оба оказываются в своеобразном рабстве. При такой тирании души возникает "естественная" потребность в некотором количестве лжи или, по крайней мере, потребность выдать малую правду за большую или даже за Истину.

Конечно, методы построения искусственных вершин и нагромождений очень многолики, но по сути своей они являются эгоистическим самоутверждением либо на утверждении какой-либо системы, либо на отрицаниях и "умном" скепсисе. Есть проповедники конкретных путей и есть проповедники отрицаний - это опять одно и то же качество. Итог заключается в том, что навязывающий себя другим совершает чуждые себе приобретения. Этот психологический факт рано или поздно осознается проповедником как некая внутренняя неудовлетворенность, которая часто выливается в обвинения и осуждения окружающих людей и рассуждения "о бренности бытия".

Как же нам построить новую и чистую культуру духовных отношений, которая исключала бы эти взаимные порабощения или же априорные отрицания друг друга? Что означает построить отношения на духовной основе? Что такое вообще духовные отношения? Скорее всего - это отношения, построенные на устремлении к высокому. В совместном восхождении кто дающий, а кто принимающий? Кто врач, а кто пациент? Это определится текущей динамикой жизни и качеством состояния. Лучше всего найти некоторую область деятельности, приемлемую для обоих и совершить восхождение к высокому качеству, т.к. только завоеванное качество состояния способно удержать достигнутые ступени. Чистота мотивов, степень бескорыстия и наличие здоровых сил в нас обоих будет выявлено именно практикой восхождения, а не сравнением исходных теоретических позиций - своих тюрем. Лучше делиться своей свободой, своим поиском.

Что нужно сделать, чтобы научиться черпать лучшие возможности из Беспредельности? В каком качественно новом состоянии сознания это могло бы стать возможным?

Корректное состояние сознания, предстоящего Беспредельности, может быть выражено как состояние поиска (для ума), устремленности (для воли) и чувством торжественности - трепетным чувством, как бы распространяющимся во все бесконечное пространство и интуитивно нащупывающим некие еще не вполне осознаваемые элементы и энергии; чувством-стремлением, которое позволяет сконденсировать и оформить кристаллы истины настоящего момента жизни, утверждая их непосредственным действием. Может быть самая лучшая, самая высокая, самая насущная мечта сможет собрать энергии сознаний в такой магнит. Именно новая культура отношений может быть построена только на добровольной основе, т.е. на принципе естественного магнетизма.

Самая заветная мечта человечества - это мечта об Общемировом Братстве, о единении, о как бы сквозном сотрудничестве всех со всеми без всяких тормозов, условностей и ограничений, ибо что можно построить без единения? Прекрасно, что это стало темой нашего первого поиска.

Из опыта поисковой работы мне удалось сформулировать

ПРИНЦИПЫ ПОИСКОВОГО ПРОЦЕССА

  1. Начни с себя. Ищи для себя. Говори с позиции ищущего (преодолеть привычку говорить с позиции знающего, для поучения каких-то людей, которые чего-то там не понимают - привычку ходить в свою библиотеку).
  2. Попытка реализовать задачу (тему) сейчас и здесь (любая тема может быть реализована в любой обстановке).
  3. Магнит молитвенного устремления.
  4. Привлечь добровольное сотрудничество всех элементов сознания, внутренних и внешних, по созвучию магнита
  5. Безличная констатация, формулирование, кристаллизация реальности (факты возникновения идей, факты своего состояния, факты принятия решений).
  6. Достижение осознанности новых пространств (внутренних и внешних).
  7. Преодоление себя. Выйти за свои пределы

Конечно, легче работать в непосредственном контакте, когда устремления поиска резонируют друг с другом. Впрочем, что может помешать естественному контакту, если мысль уже течёт?

СОДЕРЖАНИЕ